Как стать мудрым?

📹 Видео

Обнаружение мудрости - Мингьюр Ринпоче
Обнаружение мудрости - Мингьюр Ринпоче
Хитрость: Как стать мудрее, а не хитрее?
Хитрость: Как стать мудрее, а не хитрее?
Мудрость жизни. Женская мудрость. Что значит быть мудрым.
Мудрость жизни. Женская мудрость. Что значит быть мудрым.

👂 Притчи & Истории

Отшельник и скорпион

Отшельник, купаясь как-то в Ганге, увидел скорпиона. Это Бог, принявший форму и имя скорпиона, подумал он. Ему захотелось спасти скорпиона. Он положил его на ладонь, но тот ужалил его, и он уронил его в воду. Почувствовав угрызения совести, садху снова взял его из воды. Так он ронял его раз пять или шесть, но хотел, во что бы то ни стало, довести своё дело до конца. Ему удалось, наконец, бросить скорпиона на песок, чтобы тот мог идти своим путём, живой и счастливый. Люди, наблюдавшие эту сцену, смеялись над неуместным состраданием отшельника. Он же сказал им, что скорпион дал ему урок, и он благодарен ему за это. Они спросили, что это за урок. Садху ответил:

— Держитесь своей природы, чего бы вам это ни стоило, — вот чему он научил меня.

В природе скорпиона — жалить, неважно кого и когда. В природе человека — достичь джняны, мудрости; ананда — сущность человека; любовь — ток крови, поддерживающий его; мир и покой — цель, которая ведёт и направляет его. Вот почему Упанишады называют человека сыном бессмертия, амритасъя путрой; ему не пристало ни рождаться, ни умирать.

Нравится 

Притча о двух волках

Когда-то давно старик рассказал своему внуку одну жизненную истину.

– Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Лицо старика тронула едва заметная улыбка и он ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Нравится 

Мудрость

Мастеру нравилось, когда люди признавали своё невежество.

— Мудрость растёт прямо пропорционально осознанию собственного невежества, — заявлял он.

Когда его просили объяснить, он говорил так:

— Если вы обнаружили, что не так умны сегодня, как вам казалось вчера, значит, сегодня вы стали мудрее.

Нравится 

Перелётная птица

Надоело перелётной птице каждый год туда-сюда через море летать. И решила она хоть раз на одном месте остаться. А что — люди и те отпуск имеют!

Надумала и осталась.

Летает одна-одинёшенька и радуется: ни тебе изнурительного перелёта до кровавых мозолей под крыльями, когда кричишь от боли, а людям внизу кажется, что ты здороваешься или прощаешься с родными краями… Ни тебе соперников в полёте за мошками…

Однако прошло время, и стало ей одиноко, а после — холодно и голодно. Не было пары, чтобы свить гнездо и завести потомство. А если бы и была, то чем бы она прокормила птенцов, если и самой хватало, только чтобы не умереть с голоду.

Но дожила птица до того времени, когда снова появилась еда. А там и стая из-за моря вернулась. Да не одна — с потомством! Прилетела из-за моря, усталая, охрипшая от громких криков, кровь из-под крыльев, но — счастливая! Поняла тогда птица, что потеряла целый год и не сделала того, чего ждала от неё природа. И стало ей больнее, чем во время самого долгого и трудного перелёта. Но уже ничего нельзя было изменить. Разве что с нетерпением дожидаться нового перелёта.

Нравится 

Халиф и его советник

В благословенные времена халифа Гаруна аль-Рашида жил в Багдаде великий мудрец. Благодаря чудесному дару проникать в скрытую суть вещей был он славен от Кордобы на Западе до Бухары на Востоке. Краткой беседы с мудрецом было достаточно, чтобы бедняк увидел путь, ведущий к богатству, искатель абсолютной истины понял, что он, наконец, нашёл то, что так долго искал, а человек, придавленный заботами и невзгодами, уходил, смеясь и приплясывая. Надо добавить, что он никогда не брал деньги за свои советы и, подобно дервишу, смиренно довольствовался добровольными пожертвованиями.

Наслушавшись удивительных историй о мудреце, халиф вызвал его во дворец и объявил, что намерен сделать его своим Главным Советником.

— Благодарю, повелитель, за великую честь, оказанную ничтожному из смертных, — скромно ответил мудрец. — Я постараюсь не разочаровать тебя.

— Каким же будет твой первый совет? — спросил халиф.

Новый советник печально вздохнул:

— Боюсь, что мои слова покажутся слишком дерзкими, но я скажу то, что думаю. Высокие стены дворца и льстивые придворные закрывают от тебя жизнь простого народа. А народ бедствует и плачет, обираемый жадными чиновниками и беспощадными сборщиками налогов. Но что можно взять с нищих? Только гроши. Вот почему государство наше беднеет и слабеет. Итак, вот мой первый совет. Почему бы сиятельному повелителю самому не узнать, о чём думают его подданные? А для этого следует притушить сияние, переодеться в одежду купца и без свиты, никем не узнаваемым, побродить по караван-сараям, посидеть в харчевнях, послушать, что говорит чернь. А я, с твоего позволения, буду тебя сопровождать.

— Наши чаяния совпадают, о мудрейший! — воскликнул халиф. — Твой совет поистине великолепен. Сегодня же вечером мы отправляемся в город!

И это был только первый из знаменитых советов мудреца, благодаря которым держава Гаруна аль-Рашида стала сильнейшей в тогдашнем мире. Подданные с искренней радостью восхваляли халифа и его советника. Торговля и ремесла процветали, на улицах не осталось нищих, новые справедливые законы с одинаковой строгостью применялись к простолюдинам и вельможам. В казну вливались золотые ручьи и реки; налогов собиралось не в пример больше прежнего, но теперь сытые и довольные люди не ощущали их тяжести.

Многое изменилось и в жизни советника. Годы бездомных скитаний остались в прошлом. Благодарный халиф подарил ему дворец, множество слуг и трёх прекрасных наложниц. Мудрец давно забыл, что когда-то ложился спать, поужинав лишь запахом плова из харчевни, да и не хотел вспоминать.

Завидев его роскошный паланкин, люди восторженно кричали:

— Смотрите, это советник халифа! Слава тебе! Живи вечно, великий мудрец и заступник!

Хор славословий становился всё громче и громче и в конце концов достиг ушей великого халифа. И ему не слишком понравилось, что народная молва приписывает всё происходящее в государстве мудрости его советника. Как всегда не обошлось без злых нашёптываний вельмож. Особенно усердствовал визирь Джафар, прежде всемогущий, а ныне оттеснённый от трона новым любимцем монарха.

Мудрец не был слеп. Он заметил, что халиф уже не так часто и не так охотно беседует с ним, а на советы отвечает неопределённым обещанием подумать. И вот однажды, когда они остались наедине (разумеется, не считая стражников, опахальщиков и слуг на посылках), Главный Советник спросил:

— Могу ли я узнать, почему государь переменился ко мне? Разве мои советы были плохими? Разве я не служу тебе преданно и усердно? Чем я заслужил твою немилость?

Халиф нахмурился:

— Люди считают, что я живу твоим умом, что я ничего не предпринимаю без твоего согласия и что настоящий повелитель уже не халиф, а советник халифа.

Советник хотел было возразить, но халиф остановил его:

— Молчи и слушай. Неважно, как всё обстоит на самом деле. Важно то, что говорят. И эти разговоры вредны для благополучия моей державы, поскольку сеют сомнения в уме и могуществе государя. Вот моё решение. Ты остаёшься при моей особе, но больше никто не увидит тебя рядом со мной. Я не стану отказываться от твоих советов, но мы будем встречаться по ночам, без свидетелей и в отдалённых покоях дворца.

— Но…

— Но я не тиран, и у тебя есть выбор, — добавил халиф — Ты вправе вернуться к своей прежней вольной жизни. Правда, дворец и мои подарки придётся вернуть в казну; а наложниц — в гарем. Паланкин можешь оставить, на первое время он послужит тебе домом.

Советник принял первое решение халифа и остался на своей службе.

Своим выбором советник халифа подтвердил, что по праву считался умнейшим в тогдашнем мире. Ведь хороший советник понимает, что пока он на службе, его ум принадлежит хозяину. А лучший советник — это советник, о котором никто не знает.

И да послужит эта правдивая история уроком кичливым глупцам, которые путают ум с барабаном, полагая, что чем умнее человек, тем больше шума он должен производить.

Нравится 

Чайник на дереве

Своим непревзойдённым остроумием Мушфики постоянно досаждал эмиру. Эмир решил избавиться от Мушфики. Зимнею ночью поэт был посажен в один из бухарских минаретов, где должен был умереть от холода.

Но Мушфики не замёрз: подобрав в минарете тяжёлый камень, он согревался, бегая с ним всю ночь вверх и вниз по лестнице. И утром, после того как Мушфики был обнаружен живым и здоровым, эмир, теряясь в догадках, спросил его:

— Скажи, Мушфики, что согревало тебя ночью?

— Огонёк, который мигал за две версты от меня, когда на самом верху минарета я молился в ожидании смерти!

— Тогда все ясно! — заключил эмир. — Конечно, тебя обогрело тепло того огонька!

Вскоре, возвращаясь с охоты и испытывая жажду, эмир подъехал к одному из домов, чтобы напиться чаю. Оказалось, что это дом Мушфики. Но хозяин, усадив гостя на террасе, сам ушёл в сад и долго не возвращался. Потеряв терпение, эмир направился его разыскивать. В глубине сада Мушфики спокойно сидел у костра, разложенного под высоким тополем, и поглядывал на чайник, подвешенный к самой верхушке дерева.

— Ум, что ли, заржавел у тебя, Мушфики? — возмутился эмир. — Что ещё за глупость такая?

— Ваше высочество! — ответил Мушфики. — Если я сам мог согреваться теплом огня, находившегося от меня в нескольких верстах, то почему же чайник, подвешенный к верхушке дерева, не должен закипеть от огня, разложенного под этим деревом?

Нравится 

Как стать мудрым

Молодой человек пришёл однажды к шейху Фариду и спросил:

— Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Фарид не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос:

— Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Фарид наконец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:

— Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?

Юноша ответил без колебаний:

— Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!

— А не предпочёл ли бы взамен его богатства, удовольствий, могущества или любви, сын мой? Не думал ли ты о чём-нибудь из них? — допытывался Фарид.

— Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, — последовал немедленный ответ.

— Итак, — сказал Фарид, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

Нравится 

Преданность Ади Шанкары отцу

Шанкара познал истинный смысл ведических слов «матру дево бхава питру дево бхава» (почитай как Бога мать и отца). Однажды его отец, уезжая из дому, сказал ему:

— Мой дорогой сын! Я каждый день делаю подношение Богу и раздаю освящённую пищу людям. Пока нас с матерью не будет дома, пожалуйста, делай то же самое.

Шанкара обещал непременно исполнить всё это. Он налил в чашку молока, поставил его перед изображением богини и стал молить её:

— Мать! Возьми молоко, что я подношу тебе.

Хотя он очень долго просил её, Мать не взяла молока и не явилась перед ним. Он был огорчён и попросил снова.

— Мать! Мать! Ты каждый день принимала подношения, которые предлагал тебе мой отец. Какой же грех совершили мои руки, что ты отказываешься принять от меня молоко?

Его мольбы исходили из глубины сердца, он готов был даже пожертвовать своей жизнью и сказал себе: «Мой отец просил меня пожертвовать молоко богине, но я не могу сделать это, потому что богиня не принимает моего подношения. Лучше уж мне умереть». Он вышел из дома и вернулся с большим камнем, чтобы убить себя. Мать Вселенной была полна сострадания, её очень тронула искренность Шанкары. Она сразу же явилась перед ним и стала пить поднесённое молоко. Она выпила всё молоко и поставила перед ним пустую чашку. Мальчик очень обрадовался, что Вселенская Мать явилась и выпила молоко, но теперь в чашке не осталось ни капли, чтобы раздать его людям. Он подумал, что отец, возвратившись, непременно спросит о сделанном.

Он испугался, что отец подумает, будто он сам выпил всё оставшееся молоко, и станет ругать его. Поэтому он обратился к богине:

— Богиня, верни мне хоть каплю молока, чтобы я мог дать его моему отцу.

Но богиня не пришла. Он со всей искренностью продолжал молить её. Богиня растрогалась и явилась. Но она не могла отдать ему то молоко, которое выпила, и потому наполнила чашу своим собственным молоком.

Существует поверье, что благодаря божественному млеку, вкушённому Шанкарой, он обрёл высочайшее знание и мудрость, наполненные божественным смыслом. Так нектар милости богини превратился в сущность учения Шанкары. Для того чтобы доставить радость отцу, он старался изо всех сил и смог заслужить явление Матери Вселенной.

Нравится 

Способы

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?»

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».

Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили открыть их.

— Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

— Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы?

— Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

— Наконец, — заключил он, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студент этот был Нильс Бор (1885 – 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Нравится 

Ямуначарья

Когда Ямуначарья был ещё учеником, маленьким мальчиком, он учился в школе у Бхавишья Муни. Это был скромный и очень учёный вайшнав.

В то время при дворе местного царя жил великий пандит, раджа-гуру этого царя, которого звали Колахала. Он был очень гордым, так как знал все священные писания и мог цитировать их в любом порядке: с конца, с начала, с середины. Колахала вызывал на состязания всех пандитов, и тех, кого он побеждал, царь обязывал платить ему налог. Колахала был очень богатым, потому что все пандиты, а в то время их было очень много, платили ему ежегодный налог, он всех разбил. В том числе он победил также и Бхавишья Муни.

Однажды, когда учитель Ямуначарьи ушёл вместе с другими учениками, и Ямуначарья оставался один в гурукуле, двое учеников Колахалы пришли и стали требовать налог. Они сказали:

— Твой учитель уже в течение двух лет не платит налог нашему учителю. Наш учитель самый великий, он всех победил.

Ямуначарья, которому тогда было восемь лет, посмотрел на них и сказал:

— Я не знаю, кто ваш учитель, что он знает и что не знает, но он никуда не годится. Я смотрю на вас и вижу, какие вы гордые, он не смог научить вас первому правилу — смирению. Если хотите, я докажу всем, что ваш учитель никуда не годится.

Ученики Колахалы стали возмущаться:

— Наш учитель самый великий, он самый маха-бхагавата из всех маха-бхагават, нет никакого другого маха-бхагаваты, кроме Колахалы!

Но Ямуначарья очень спокойно сказал:

— Этот Колахала никуда не годится, я его разобью.

Когда ученики прибежали во дворец, Колахала просто засмеялся:

— Ведите сюда этого мальчишку, я его проучу.

Тогда ученики побежали обратно, чтобы привести Ямуначарью. Он сказал:

— Вы ведёте меня во дворец, чтобы я сражался там с царским пандитом, поэтому, пожалуйста, приведите мне слона, я поеду только на слоне и с царской процессией. Мне нужно тоже оказать должный почёт.

Им пришлось прислать слона, барабаны, мриданги, царскую процессию. Ямуначарью посадили на слона, и он, совершенно невозмутимый, отправился на слоне к царскому дворцу.

Когда мальчик подъезжал, царица и царь смотрели в окно. Когда царица увидела маленького Ямуначарью, просто бросила один взгляд на него, она сразу всё поняла. Царь тоже посмотрел на мальчика, но он не отличался такой проницательностью, как его жена. Царь взглянул на Ямуначарью, который ехал на слоне, совершенно невозмутимый, спокойный и сказал:

— Как кошка играет с мышкой, Колахала сначала поиграет с мальчишкой, а потом победит его.

Царица посмотрела на царя и сказала:

— Как одна маленькая искорка может сжечь огромный стог сена, точно так же этот маленький мальчик сожжёт гору гордыни, на которой восседает твой Колахала.

И они стали спорить друг с другом, кто победит. Тогда царь сказал:

— Если ты так уверена, то давай заключим пари.

Царица сказала:

— Хорошо. Если я проиграю, если победит твой глупый пандит в этом споре, то тогда я стану служанкой твоих служанок.

Царь сказал:

— Хорошо, если мальчишка выиграет, то тогда я отдам ему полцарства.

Маленького Ямуначарью привели в зал. Все с удивлением посмотрели на него. Вышел Колахала с большим животом, в окружении своих учеников, которые превозносили его. Колахала стал задавать вопросы Ямуначарье, и Ямуначарья отвечал на каждый из этих вопросов. В конце концов ему надоело, и он сказал:

— Ты не знаешь никаких более сложных вопросов? Ты задаёшь какие-то очень простые вопросы.

Колахала слегка удивился, смутился и стал задавать сложные вопросы, касающиеся тонкостей санскритской грамматики. Ямуначарья спокойно отвечал. Потом сказал:

— Неужели ты ничего более сложного не знаешь?

Тогда Колахала напрягся и задал самое сложное из того, что он знал. Ямуначарья ответил на вопрос и сказал:

— Что-нибудь посложнее ты не знаешь? В школе нашего учителя мы все это в первом классе проходим.

Тогда Колахала сказал:

— Может быть, теперь ты мне задашь вопрос? Может быть, теперь я разобью твои аргументы?

Ямуначарья сказал:

— Хорошо. Я скажу три утверждения, если ты сможешь подтвердить их на основании священных писаний, то тогда ты выиграл. Если ты не сможешь эти утверждения подтвердить, то тогда выиграл я.

— Конечно, я смогу подтвердить любое твоё утверждение, что бы ты ни сказал, я докажу это.

Ямуначарья улыбнулся и сказал:

— Моё первое утверждение. Пожалуйста, докажи, что твоя мать бесплодна.

Колахала посмотрел на него, посмотрел на себя и сказал:

— Если бы она была бесплодна, то меня бы не было. Глупость какая-то, абсурд. Как это можно подтвердить с помощью священных писаний? Ну-ка, говори второе утверждение.

— Второе утверждение совсем простое. Пожалуйста, опровергни утверждение, что наш царь, который правит нашим царством, является праведником.

Колахала стал возмущаться:

— Как я могу опровергнуть это утверждение? Наш царь — самый праведный. Как я могу это опровергать? Это нечестно!

— Хорошо. Если сможешь, опровергни третье утверждение. Я утверждаю, что жена нашего царя очень целомудренная женщина. Пожалуйста, опровергни это утверждение.

Колахала закричал:

— Это нечестно! Это не по правилам! Ты оскорбитель нашего царя! Ты хочешь заставить меня, чтобы я оскорблял царя, чтобы я оскорблял его жену, чтобы я оскорблял всю династию, чтобы я оскорблял свою мать. Это нечестно!

И аудитория разделилась. Одни кричали: «Ямуначарья победил!» Другие кричали: «Колахала победил!» И только один Ямуначарья стоял и улыбался. Потом, когда немного всё успокоились, Ямуначарья сказал:

— А что вы так возмущаетесь? Если хотите, я сам опровергну эти утверждения. В Ману-самхите говорится, что если у женщины только один сын, то она всё равно, что бесплодна. Пожалуйста, я доказал своё первое утверждение. Второе утверждение: в Кали-югу все грешники, правильно? Правильно. В священных писаниях и в Ману-самхите говорится, что царь принимает одну шестую часть всех греховных реакций своих подданных, правильно? Правильно. Наш царь очень праведный, в этом нет никаких сомнений, но у него очень много грешников подданных, поэтому он тоже грешник. Что касается последнего утверждения, то в писаниях говорится, что царь является олицетворением восьми основных полубогов. Царица наша очень верна своему мужу. Но в лице её мужа её мужьями являются также Индра, Вайу, Сурья, Варуна. Как можно называть женщину целомудренной, если у неё столько мужей?

Тогда царица первая вскочила с трона в восторге и сказала:

— Он победил!

Царь сам сошёл с трона и сказал:

— Отныне ты будешь править половиной моего царства. Ты станешь царём.

Нравится 

Знание из любого источника

– Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! – упрекали одного философа.

– Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, – ответил философ.

 

Нравится 

Царь Пётр

Царь Пётр имел огромное желание познать искусство строительства парусных лодок и кораблей. Поэтому он поехал работать в Испанию, переодевшись рабочим. Там он встретил нескольких ссыльных из России. Он знал, что они были сосланы по его приказам. Они жили в нищенских условиях вдали от семей. Это было очень тяжело — не иметь никакой связи со своими жёнами и детьми.

Поэтому он проявил милосердие по отношению к ним:

— Хотите ли вы поехать домой?

Они очень сильно желали поехать и подумали: «Было бы замечательно найти шанс, чтобы снова вернуться домой».

Но царю было невозможно сказать: «Я царь, я отменяю свои приказы. Вам разрешается вернуться из ссылки домой». Он знал, что никто не признает его царём, даже не допустит мысли о том, что он царь, так как на нём одежда рабочего. Поэтому он выбрал средний путь между двумя. Он сказал:

— Я друг царя и очень близок к нему. Он всегда прислушивается к моим советам. И этот он примет с таким же успехом. Если вы последуете за мной, то ваша ссылка может быть отменена, и вы сможете жить дома и радоваться в кругу семьи.

Некоторые из людей подумали: «Он хороший человек. Зачем ему обманывать нас или давать неверную информацию? Он искренен, и то, что он говорит, кажется убедительным».

Но другие были очень интеллектуальными людьми, и им не казалось, что его искренность является достаточным доказательством, чтобы поверить ему. Они рассуждали: «Он рабочий. Как мы можем доверять ему? Невозможно, чтобы он имел такое большое влияние на царя. Он всего лишь обманщик и предатель. Мы не последуем за ним».

Но некоторые поехали с ним обратно. Когда он вступил в своё царство, ему был оказан великолепный приём. Эти ссыльные подумали: «Он, должно быть, большой человек, он был не просто рабочим. Он, должно быть, великий политик или хорошо известный человек в окружении царя». А когда он добрался до столицы, ему был оказан царский приём.

Тогда они поверили, что он, по крайней мере, министр, возможно, даже выше министра, ибо его приняли, как царя. Но когда он вошёл в свои палаты и сел на трон, они поняли, что это был сам царь, царь Пётр.

— Почему вы не сказали нам об этом раньше? — спросили они. Он ответил:

— Вы последовали за мной, но если бы я сказал вам, что я царь, вы не поехали бы со мной. Вы подумали бы, что я сумасшедший. Если кто-то провозглашает себя очень великим, люди будут только подшучивать над ним.

Таково состояние людей: если кто-то говорит что-нибудь, но внешне не соответствует этому, тогда никто не верит ему.

Нравится 

Зажги светильник мудрости

Один садхака (духовный искатель), стремящийся к познанию Божественного, хотел, чтобы у него открылись глаза мудрости.

Он пришёл к пещере, где жил гуру. При входе он увидел слабый свет, но когда он продвинулся внутрь, этот свет погас. В темноте человек пугается и, ощущая страх, поминает Божье имя. Так и садхака громко произнёс: «Намах Шивая!» (Слава Шиве!). Услышав его голос, гуру спросил, кто он такой. Тот ответил, что пришёл искать его милости. Великий святой, который поддерживал жизнь тела, лишь вдыхая окружающий его воздух, захотел узнать, достаточно ли умён его посетитель. Он сказал, что ответит на его вопрос позже, а пока пусть тот подойдёт и зажжёт погасшую лампу. Садхака взял коробок спичек и попытался зажечь лампу, но у него ничего не получилось. Он сказал гуру, что истратил все спички, а лампа так и не загорелась. Гуру сказал, чтобы он посмотрел, есть ли в лампе масло. Оказалось, что масла в лампе нет, а есть только вода. Гуру попросил гостя открыть лампу, вылить из неё воду, налить масла и тогда попытаться зажечь её. Садхака проделал всё это, но лампа по-прежнему не загоралась. Гуру сказал, что фитиль, скорее всего, отсырел, его надо хорошенько просушить, а потом уже зажигать лампу. Тот так и сделал — и добился успеха!

Только тогда он рискнул упомянуть о своих чаяниях, надеясь на благосклонность гуру. Изумлённый гуру сказал, что необходимый ответ был только что дан. Садхака ответил, что, будучи невежественным человеком, он не способен уразуметь смысла урока, и попросил гуру дать объяснения в более ясной форме. Гуру сказал:

— В сосуде твоего сердца находится фитиль дживы (индивидуальной души). Этот фитиль долгое время был погружён в воду твоих чувственных желаний. Поэтому ты и не мог зажечь лампу мудрости.

Вылейте воду своих желаний из сосуда сердца и наполните его маслом намасмараны (памятования Божьего имени), или преданности. Возьмите фитиль дживы, выжмите из него всю воду желаний и просушите его в солнечных лучах вайрагьи (отречения). Тогда и сможете вы зажечь светильник мудрости.

Нравится 

Вельможное одеяние

Решив публично унизить Мушфики за многолетние злые шутки, эмир созвал своих придворных, рассадил их в зале дворца, а Мушфики велел сесть на самое почётное место.

Слуга положил перед каждым свёртки с дарственною одеждой. Свёрток, положенный перед Мушфики, был больше других, и обёртка его расшита золотом. Как и все, Мушфики развернул свой свёрток, но в нем оказался не шёлковый халат, как у других, а ослиный подседельник.

Придворные расхохотались. Но Мушфики не изменился в лице, стал радостно благодарить аллаха и восхвалять щедрость эмира.

Один из присутствующих крикнул ему:

— Несчастный, чему ты радуешься? От такого унижения ты должен плакать!

— Ошибаетесь! — ответил поэт — В народе ходила молва, что эмир на меня в обиде, но сейчас всем ясно, что эта молва неверна. Напротив, его высочество ко мне особенно благосклонен. Что получили все вы? Обычные подарки! А мне господин эмир пожаловал собственную вельможную одежду!

Нравится 

Посев золота

Однажды в Бухаре ловили вора, а поймали невинного человека. Его притащили к падишаху.

— Повесить его! — сказал падишах.

— Жаль, что ничего не поделаешь! — воскликнул человек.

— О чем ты жалеешь? — спросили его.

— Я знаю то, чего, кроме меня, не знает никто на свете.

— Что же это?

— Я умею сеять золото.

Задержали казнь и побежали к падишаху.

— Государь, человек, которого вы велели повесить, умеет сеять золото.

Падишах велел привести к нему этого человека.

— Если ты умеешь сеять золото, то посей его для меня, и я подарю тебе жизнь, — сказал падишах.

Приговорённый с радостью согласился. Он вспахал землю, приготовил её для посева и велел принести ему золото. Из падишахской казны принесли пять пудов золота. Сам падишах с вазирами пришёл посмотреть, как будут сеять золото.

— Все готово для посева, — сказал человек. — Теперь назначьте, кто будет сеять. Сеять золото может только честный человек, никогда ничего не укравший в своей жизни. Я никогда ничего не воровал, но обвинён в воровстве, потому не подхожу для этого дела.

— Пусть сеет мой главный вазир, — сказал падишах.

— Нет, нет, господин, я совсем не подхожу для этого дела! — поспешно проговорил вазир.

— Тогда сейте вы, мой верховный судья, — сказал падишах.

— Я тоже, пожалуй, не подойду, — сказал судья. Падишах остановил свой взгляд на городском управителе. Покраснел тот, покачал головой:

— Простите, господин, и я не гожусь для этого.

— Подойдите сюда, святой отец! — сказал падишах мулле.

— Нет, господин, я — грешен.

Тогда падишах перебрал всех придворных. Все отказались сеять золото.

— Придётся, государь, вам самому посеять золото, — сказал кто-то из придворных.

— Боюсь, как бы и мне не испортить дела, — сказал смущённый падишах.

— О государь! Что же это такое! — вскричал невинно приговорённый. — Значит, у тебя во дворце нет ни одного честного человека? А я вот за всю свою жизнь не украл ни крохи, и ты приказал меня казнить как вора.

Нравится 

Милость гуру приносит вечную славу

У великого гуру Шанкары было четыре главных ученика: Тротака, Хастамалака, Сурешвара и Падмапада. Из них Падмапада хотел лишь служить учителю, а на занятия не обращал внимания. Другие ученики обычно насмехались над ним за его отставание в науках. Но его глубокое почитание гуру возмещало этот пробел.

Как-то раз он стирал одежду учителя и сушил её на камне посредине реки. Он придерживал одежду, но вода вдруг стала подниматься всё выше и выше, и он сам едва удерживался на вершине камня. Было уже позднее время, гуру могла скоро понадобиться чистая одежда. Тогда Падмапада решился пойти прямо по бурным волнам реки. Он знал, что благословение гуру будет оберегать его. Так и случилось. Там, где ступала его нога, распускались твёрдые, как камень, лотосы и удерживали его на своих лепестках.

Вот откуда пришло его имя — Лотосостопный (Падмапада). Милость гуру позволила ему овладеть всеми знаниями и стать ярчайшим образцом древней мудрости.

 

Нравится 

Шумящие дети

В одной деревне жил-был одинокий старик. По вечерам рядом с его домом играли местные мальчишки. Игры, как водится, сопровождались громкими воплями. Старику это надоело, и однажды вечером он пригласил мальчиков к себе. Он рассказал им, как ему нравится слушать громкие детские голоса, и обещал каждому дать по рублю, если они пообещают прийти и завтра. Ребята пришли и играли ещё веселее и шумнее. Старик заплатил им и обещал в следующий раз заплатить снова.

Но следующим вечером мальчики получили уже не по рублю, а по 50 копеек. На третий вечер старик заплатил им всего по 10 копеек и объяснил, что у него кончаются деньги.

— Дорогие дети, — попросил он, — а не согласились бы вы завтра прийти снова и поиграть просто так?

Крайне разочарованные, мальчики заявили, что вообще больше не придут. Стоит ли за бесплатно тратить столько сил?

Нравится 

Спор трёх мудрецов

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:

— Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, по тому, что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений.

— А с этим невозможно согласиться, — сказал другой. — Если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас — я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен мне потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.

— Вы совсем упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И не зависимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни; ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье — грустны, ожидание будущего счастья — тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент.

И мудрецы долго ещё спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И неизвестно, кто из них победил в споре.

Нравится 

Суд над Бирбалом

Однажды в беседе с падишахом Бирбал сказал:

— Владыка мира! Ежели я когда провинюсь, то пусть меня судят люди, которых я сам назначу.

Падишах согласился. Рад был визирь, крепко верил он слову падишаха.

Вскорости падишах осерчал за что-то на Бирбала. Решил он визиря наказать — наложить на него штраф в несколько тысяч рупий. Проведал Бирбал о замысле падишаха и всё загодя обдумал.

Зовёт падишах Бирбала на суд.

— Бирбал! Недостойно ты поступил, и будет тебе за твою вину наказание — денежный штраф.

Бирбал не стал отпираться, повинился.

— Ну, раз ты и сам признаёшь свою вину, я накажу тебя непременно.

— Владыка мира! Сами вы не можете меня наказать, — напомнил Бирбал. — Придётся вам позвать судей, которых я назначу.

— Ладно. Выбирай панчаят (пятёрку — старейшин общины, разбирающих споры в общине или деревне), и я велю им судить тебя. Что они ни решат, я наперёд согласен.

— Моими судьями будут пятеро чамаров (члены касты кожевников, а также метельщиков, считавшейся самой низкой в индуистской кастовой системе). Я приму от них любое наказание.

Удивился падишах.

— Как! Разве могут вершить суд такие низкородные люди?! Почему ты не выбираешь ростовщиков, торговцев?

Но Бирбал стоял на своём: пусть судят чамары.

Созвали во дворец чамаров — пять старшин из пяти деревень. Падишах растолковал им, в чём Бирбал провинился, и велел его судить. Бедняги не ждали такой великой чести, обрадовались несказанно.

Стали судьи совет держать.

— Ну, други, — говорит один чамар, — Бирбал нас всегда гнёт и мнёт, как его душе угодно, а нынче он к нам в руки попался. Надо его так проучить, чтобы вовек не забыл.

— Присудим ему заплатить семь двадцаток да ещё одну десятку (двадцатка — двадцать рупий, десятка — десять рупий) сверх того, — молвил другой чамар.

— Эка ты куда хватил! — с опаской сказал другой судья. — Да ведь его хозяйство прахом пойдёт, пустим человека по миру. На нашей совести будут слёзы его детей. По мне так хватит с него и пяти двадцаток.

— Вах! Вот так пожалел! — подивился третий судья. — Да разве ж это мало?! Где он возьмёт такую уйму денег? И три двадцатки — целая мошна. Коли нет вашего согласия, то накиньте ещё десятку. И такие-то деньжищи отдать поди глаза на лоб полезут.

— Не согласный я с вами. Поменьше присудить надо, — сказал четвёртый чамар.

Пятый судья поддакнул четвёртому. Спорили они, спорили и порешили: пусть Бирбал заплатит две двадцатки и сверх того ещё десятку.

Потом старший из судей почтительно сложил руки и промолвил:

— Защитник бедных! Мы долго думали, держали совет промеж себя и в один голос порешили это дело. Коли приказать соизволите, то я оглашу приговор.

Падишах приказал огласить приговор.

— Благодетель наш милостивый! Велика вина господина визиря, и кара поделом быть должна — тяжкая. Мы и присудили ему кару — вовек не забудет: две двадцатки и сверх того десятку. И срок уплаты — одна неделя. Нелегко будет Бирбалу справиться с таким бременем, потому да будет наш взор к нему милостив.

Падишах в душе хвалил Бирбала за ум и хитрость. Отпустил он чамаров и, усмехаясь, пошёл к Бирбалу. Взглянул на него и вдруг расхохотался. Гнева как не бывало. «Назначенную чамарами кару — пятьдесят рупий — бери не бери, всё одно», — рассудил падишах и простил Бирбала.

В глазах падишаха провинность визиря была очень велика, а такие-то деньги для обоих были мелочью. Другое дело — бедные чамары. Они на тысячи и считать-то не умели. Как чамар ни трудись, как ни ломай спину, а больше чем сорок-пятьдесят рупий за год не соберёт. По своим доходам они и счёт ведут. Об этом-то и подумал Бирбал, когда назначал чамаров своими судьями.

Нравится 

Царь в отречении

В одном царстве умер правитель и не оставил после себя наследников. По местному обычаю, если нет наследника, то царского слона выпускали на улицы города, и кого он посадит себе на спину, тот и будет царём. Сделали так и в этот раз. Слон долго ходил по городу, а потом прицепился к какому-то саньяси, поднял его хоботом и посадил себе на спину. Тут придворные повели слона во дворец, спустили саньяси на землю и сообщили ему, что теперь он будет царём. Саньяси стал отказываться:

— Я живу в отречении, посвятил себя служению Богу, я не могу быть царём.

Но придворные не отступали:

— Живи, как жил: молись, проповедуй, только руководи нами, говори, что нам делать, и больше от тебя ничего не надо.

Саньяси согласился, и стал править этой страной.

Через несколько лет оказалось, что царство начало процветать. Это заметили и жители самой страны, и соседи. И вот царь соседней страны решил завоевать это царство и начал собираться в поход. Разведка доложила саньяси о предстоящем набеге, и придворные стали готовиться к отпору.

— Остановитесь, — сказал саньяси. — Ещё ничего не случилось. У нас нет врагов, поэтому не стоит заранее бояться.

Придворные его послушали и остановили приготовления к войне.

Соседский царь шёл со своим войском по процветающим землям и не встречал никакого отпора. Так он дошёл до столицы. Но и тут не увидел перед собой преград. Тогда он взял несколько человек с собой и пошёл во дворец, где жил саньяси. Он вошёл и поздоровался.

— Ты кто? — спросил саньяси.

— Я царь соседней страны. Пришёл к тебе со своим войском. Давай драться в честном бою.

— Зачем драться? Скажи, что ты хочешь? Может мы без боя всё решим.

— Я хочу забрать себе твоё царство.

— Так забирай и правь сам, — обрадовался саньяси. — Где же ты раньше был, когда здесь искали царя на престол?

Соседский царь не ожидал такого поворота событий. Он задумался: «Этот саньяси за несколько лет своим правлением поднял своё царство из бедности в благоденствие. Я же со своим правлением не смог сделать такое за всю свою жизнь. Если я возьму и это царство себе, то и его загублю». Соседский царь упал на колени со словами:

— О мудрейший, возьми лучше ты моё царство и сделай его таким же процветающим, как сделал своё.

Нравится 

Удивительная загадка

Падишах Акбар очень любил всякие загадки. Иногда слышал он их от других, а время от времени и сам придворным загадывал. Однажды Акбар загадал Бирбалу такую загадку:

Сверху крышка, снизу крышка, дыня там внутри. Коль ножом её разрежешь, как свеча, сгорит.

Долго думал Бирбал, но так и не понял её смысла. Обеспокоился он и попросил падишаха:

— Владыка мира! Благоволите отпустить меня на несколько дней, и я отгадаю загадку.

Падишах дал согласие.

Вышел Бирбал из дворца, а загадка из головы не идёт. Шаг за шагом, забрёл он в какую-то деревню. Долгая дорога, забота и жажда вконец извели его, и он зашёл в первый попавшийся дом. Там у очага сидела девушка и что-то стряпала.

— Что делаешь, дочка?

— Не видите разве? Я варю дочку и жгу мать.

— Хорошо, а теперь скажи, где твой отец?

— Он прах с прахом смешивает, — ответила девушка.

— А мать?

— Из одного два делает, — услышал в ответ Бирбал и удивился мудрёным словам девушки. Он и подумать не мог, что встретит в деревне такую умницу. Тут пришли её родители, и рассказал им Бирбал про свой разговор с их дочкой.

— Моя дочка рассказала вам всё правильно, — сказал её отец. — Она сжигает бобовые стебли, а на огне варит бобы. Я ходил раскладывать погребальный костёр, умер человек из нашей общины. А жена толкла у соседей зёрна масура.

«Может, они отгадают и падишахову загадку?» — подумал Бирбал и рассказал её крестьянину. А тот и говорит:

— Загадка совсем простая. Две крышки — это земля и небо. Дыня между ними — человек. Как придёт его смертный час, он умрёт так же, как от огня тает воск.

Радость залила сердце Бирбала. Он наградил мудрого крестьянина, а потом возвратился в город. Пришёл во дворец и при всём дарбаре дал ответ на загадку падишаха. Акбар щедро одарил Бирбала.

Нравится 

Чудо-камень

Однажды вечером падишах с Бирбалом выехали верхом на прогулку. Вдруг случайно взгляд падишаха упал на одинокую старуху — она стояла у дороги и держала в руках меч в старинных ножнах. Падишах, заинтересовавшись, повернул коня и подъехал к ней.

— Скажи, что это у тебя за меч?

— Покровитель бедных! — ответила старуха кротко. — Я хочу его продать. Давным-давно он у меня дома валяется, а сейчас пришла нужда, есть нечего стало, вот я и вынесла его на продажу.

Падишах вынул оружие из ножен и стал разглядывать. Увы, меч никуда не годился: его разъела ржавчина, лезвие было зазубрено… Падишах вернул его старухе, а она так уставилась на меч, будто впервые его увидела.

— Что случилось? — удивился падишах. — Изменился твой меч, что ли?

— О владыка мира! В том-то и дело, что не изменился! Слышала я, что стоит только чудо-камнем дотронуться до железа, как оно станет золотом. Но вот чудо-камнем — вашей рукой — дотронулись вы до моего железного меча, а он почему-то остался таким, как прежде. Вот это меня и удивило.

Падишах понял намёк и приказал выдать находчивой старухе из казны столько же золота, сколько весил её меч.

Бирбал невозмутимо стоял рядом, а в сердце его радостью отозвались и мудрые слова старой женщины, и щедрость падишаха.

Нравится 

Хитрый торговец и мулла-простак

Однажды падишах Акбар спросил у Бирбала:

— Кто в житейских делах самый хитрый, а кто самый глупый?

— Владыка мира! — не раздумывая, ответил Бирбал. — В житейских делах нет никого хитрее торговцев, а муллы — глупее всех.

— Ошибаешься, Бирбал! Не может этого быть, — не поверил падишах. — Муллы — люди учёные, почему же ты считаешь их глупцами?

— Хорошо, хузур! Не пожалейте денег, и я на деле докажу свою правоту. Тогда вы сами скажете, глупы муллы или нет. Только, что бы я ни делал, пожалуйста, не вмешивайтесь, смотрите, слушайте и молчите.

Падишах согласился. Тогда Бирбал послал за главным делийским муллой.

Когда главный мулла явился в дарбар, Бирбал подозвал его, усадил около себя и сказал ему спокойно и мягко:

— Знаешь, мулла-джи, его величеству понадобилась твоя борода. Тебе заплатят за неё из казны, сколько ты пожелаешь.

Муллу словно громом поразило. Ещё по дороге во дворец у него колени подгибались, шёл он и думал: «Зачем это меня вдруг в дарбар требуют?» А от слов Бирбала у него совсем в глазах потемнело, голова кругом пошла.

— Господин вазир! — промолвил он дрожащим голосом. — Как такое возможно?! Борода Богу угодна, как же я её отдам?

Видит Бирбал, что мулла от страха чуть жив. «Вот теперь пора…» — сказал он себе и начал:

— Мулла-джи! За добро надо добром платить. Столько лет падишах был к тебе милостив, а теперь нужна ему от тебя всего лишь борода, а ты — отказываешься! А если потребуется что-то более важное, то уж на тебя, видно, и надеяться нечего. Нехорошо это, нехорошо! Сказано ведь: «Если живёшь в воде, не ссорься с крокодилом». Захотел бы государь — и просто отобрал бы всё, что у тебя есть. Лишь по милосердию своему его величество берёт твою бороду не задаром и согласен за неё заплатить.

Задрожал мулла. Ох, как бы и впрямь не разгневался на него повелитель… Тогда жди ещё худшей беды. Как говорится: «Не до жиру, быть бы живу». Мулла покорно опустил голову, вздохнул и промолвил смиренно:

— Что ж, господин вазир, прикажите заплатить мне двадцать пять рупий.

По приказу Бирбала казначей тотчас выдал мулле деньги. Пришёл брадобрей и вмиг обрил мулле бороду. Мулла сделал салам падишаху и пошёл домой. По дороге он не раз воздал хвалу Всевышнему, что ещё легко отделался, ведь могло всё и хуже обернуться.

Как только мулла ушёл, Бирбал послал слугу за известным в городе торговцем — владельцем длинной, окладистой бороды. Получив приказ, торговец поспешил в дарбар.

— Его величеству понадобилась твоя борода. Тебе заплатят за неё, сколько пожелаешь, — сказал Бирбал и купцу.

— Его величество — наш господин, на всё его воля, не смею перечить. Но, господин вазир, дело в том, что я человек бедный, — канючил торговец.

— Бедный, богатый, — какая нам разница! — строгим голосом сказал Бирбал. — Падишаху нужна эта борода, назови свою цену и отдавай бороду. Сколько скажешь, столько и получишь.

Торговец не скрывал своего смятения.

— Благодетель, вы — наш отец, — начал он со слезами в голосе, — можете делать всё, что вам угодно, но всё-таки…

— Чего хитришь, загадки загадываешь, — перебил Бирбал. — Говори прямо, сколько хочешь за бороду?

— Ваша милость, когда мой отец скончался, я потратил пять тысяч рупий на похоронные обряды, и всё ради этого пучка волосков, — торговец огладил свою густую бороду. — Потом умерла матушка, и на погребальные обряды истрачено было столько же, стало быть, тоже пять тысяч рупий. После, о благодетель, мы ездили к святым местам, возносили молитвы в храмах, приносили дары на поминовение усопших родителей, а как воротились, потратились брахманам на угощение, — на всё это ушло пятнадцать тысяч рупий. Известно и вам, о покровитель бедных, что за этот пучок волосков, — тут торговец опять дотронулся до своей окладистой бороды, — нам на базаре от всех почёт и в общине — уважение…

— Ну хватит, хватит. Ты насчитал всех расходов на двадцать пять тысяч рупий, вот тебе записка к казначею, получишь их. А теперь садись, брадобрей тебя обреет.

Торговец спрятал записку в пояс и сел к брадобрею, приговаривая:

— Как будет угодно вашей милости!..

В те давние времена у цирюльников не было ни мыла, ни кисточек. Брадобрей черпал из горшка воду горстями и смачивал густую бороду торговца. Стараясь намочить волосы получше, он нечаянно больно за неё дёрнул. Купец разозлился и дал оплеуху цирюльнику.

— Эй, ты! Поаккуратнее! — закричал он. — Ты что думаешь, это борода какого-то купчишки?! Не знаешь разве, что это теперь борода его величества падишаха?

Разгневался падишах на торговца за его непристойное поведение и приказал слугам надавать грубияну по шее и выгнать его вон. Очутившись за дверью, торговец кинулся бежать что есть духу, зажав рукой пояс, где лежала записка к казначею.

Когда гнев падишаха утих, Бирбал сказал:

— Хузур! Видите, как хитёр торговец — двадцать пять тысяч рупий получил да свою бороду и ноги унёс подобру-поздорову. А мулла-простак простился с бородой всего за двадцать пять рупий.

Подивился падишах, но признал справедливость и мудрость Бирбала.

Нравится 

Что у кого на уме

Собрались однажды во дворце столичные вельможи и богачи. Падишах вёл с ними весёлую беседу. Вдруг он задумался, и сказал:

— Друзья! Я хочу знать: что у каждого из вас на уме? Кто скажет про всех сразу?

Всем по очереди задавал он этот вопрос, но никто не дал ответа. А между собой придворные шептались:

— Добро бы речь шла об одном-двух, тогда ещё можно догадаться. А тут столько людей, поди знай, что у кого на уме! Поглядим, что Бирбал придумает. Сегодня-то уж и ему небо с овчинку покажется.

Не добился Акбар ответа от вельмож и богатеев и повернулся к Бирбалу. Тот сразу встал и заговорил:

— Владыка мира! Сказать, что у всех на уме или про каждого в отдельности?

— Говори сразу про всех.

— У всех на уме одно желание: чтобы падишах всегда оставался на престоле, чтобы слава его шла по всему свету и Лакшми, богиня счастья, не разлучалась с ним. Если вы мне не верите, то опросите всех и проверьте, правду ли я сказал.

Падишах очень обрадовался словам Бирбала, а со всех сторон раздались крики:

— Правда! Правда! Истинно так!

И то сказать, если и был там тайный враг Акбара, разве стал бы он спорить с Бирбалом? Все в один голос стали превозносить мудрость Бирбала.

Нравится 

Чья лошадь

Некий полигар (крупный феодал) украл кобылу у деревенского старосты и, чтобы староста не смог доказать, что это его лошадь, отстриг ей хвост. Староста подал на полигара в суд. Разбирал тяжбу сам правитель страны. В качестве свидетеля обе стороны представили лавочника-сеттияра из своей деревни.

Сеттияр же, поразмыслив, решил, что ему в равной степени невыгодно свидетельствовать как в пользу старосты, так и в пользу полигара — при любом исходе дела обиженная сторона уж кому-кому, а ему сумеет отомстить.

И на суде хитрец заявил:

— О, государь! Мне очень трудно ответить, чья это лошадь, ведь, если посмотреть на неё спереди, она вроде бы принадлежит старосте, если же сзади — то полигару.

Властитель догадался, что владелец лошади — староста. Морда-то её ничуть не изменилась, а вот хвост, видно было, недавно отстригли. По достоинству оценив ум и хитрость сеттияра, государь наказал жадного полигара, а лошадь возвратил владельцу.

Нравится 

Узнать падишаха

Желая воздать должные почести мудрости и уму Аппаджи, делийский падишах направил Райе письмо с просьбой прислать к нему главного советника виджаянагарской империи. Не сомневаясь, что человеку столь достойному будет оказан достойный приём, Райя решил исполнить желание падишаха.

Когда Аппаджи явился на заседание государственного совета в Дели, на троне сидел главный советник в падишахских одеждах, сам же делийский падишах, наряженный главным советником, сидел вместе с другими советниками.

Войдя в тронный зал, Аппаджи не раздумывая поклонился истинному падишаху и разложил перед ним свои дары.

— Как ты узнал, что это я повелитель Дели? — спросил поражённый падишах.

— Мир не становится темней от того, что мы закрываем глаза, — ответил Аппаджи. — Лотосы всегда обращены к солнцу. Все взгляды придворных всегда устремлены на повелителя.

Падишах долго восхвалял его ум. Затем наградил Аппаджи и с почестями проводил в обратный путь. А своим придворным сказал:

— Райя не платит нам дани только потому, что у него такой мудрый советник, как Аппаджи. И до тех пор, пока южной империей будут управлять подобные ему люди, этой державе суждено процветать, она останется свободной!

Нравится 

Обучаться или постигать

Однажды новый ученик спросил учителя:

– Учитель, я у тебя только неделю, но был удивлен, узнав, что многие учатся в школе уже более десятка лет. Скажи, неужели для того, чтобы чему-то обучиться, действительно необходимо столько времени?

– Они не просто обучаются, – улыбнувшись, ответил учитель. – Они постигают путь обучения.

– А разве это не одно и то же?

– Ты ведь уже научился включать свет в комнате? – спросил учитель.

– Да! – ответил ученик.

– И выключать тоже умеешь?

– Да, но при чем здесь это? – удивленно спросил ученик.

– И именно от тебя зависит, светло в комнате или темно?

– Конечно, – согласился ученик.

Тогда учитель подошел к окну и раздвинул шторы. Была середина дня, и яркий свет солнца осветил комнату.

– Пощелкай выключателем, попробуй выключить… – с улыбкой предложил он ученику.

Нравится 

Почему Бирбал некрасив

У Бирбала была тёмная кожа.

Однажды на дарбаре придворные заспорили о красоте и уродстве. Бирбала в то утро во дворце ещё не было, и тогда многие стали его тёмную кожу высмеивать.

Вскоре на дарбар пришёл сам Бирбал. Увидели его придворные и ещё громче засмеялись. Он хотел было узнать, над чем они смеются, да передумал и промолчал. Поговорили о том, о сём. Немного погодя Бирбал, улучив время, спросил у падишаха:

— Владыка мира! Отчего это сегодня все такие весёлые?

— По правде сказать, подтрунивали они над тобой. Говорят: «Мы лицом белы, а у Бирбала кожа тёмная, некрасивая… И за что его Бог так наказал?».

— Жаль, что они не знают, почему так случилось, — спокойно ответил Бирбал.

— Откуда же им знать-то? А ты расскажи, в чём дело, — попросил падишах.

— Слушай же, великий государь! Когда Всевышний творил мир, сначала он создал деревья, кустарники, лианы и травы, но растения не радовали его. Тогда он создал зверей, птиц, змей и прочих живых тварей, но и они не веселили его сердца, И задумал Всевышний создать самое совершенное существо — человека. И создав его, возрадовался Всевышний и решил даровать человеку четыре радости бытия: мудрость, красоту, богатство и силу. Положил он эти четыре дара в разных местах. Собрал вместе всех сотворённых людей и позволил им взять, что они пожелают…

— Интересно, интересно. Говори!

— У меня было только одно желание — овладеть мудростью, — продолжал Бирбал. — Но добраться до неё было нелегко. И пока я овладевал мудростью, все остальные дары расхватали, и мне они не достались. Вот и приходится мне довольствоваться мудростью. А вы все погнались за богатством, красотой и силой, а ум взять не успели. Вот почему я остался некрасивым.

Увидели падишах и придворные, что попали впросак. Больше они никогда не смеялись над Бирбалом.

Нравится 

Деревенский дурачок

О знаменитых помнят люди. Но жизнь простого бедняка Запомнят все наверняка И долго ещё помнить будут… В село съезжались отовсюду, Чтоб поглядеть на… дурачка!   Кто всеми назван дураком, Был знаменитым чудаком! А чем герой был знаменит, О том сказание гласит.   На предложенье выбрать деньги, Что предлагают люди даром — Берёт монету в три копейки, А рубль отвергает с жаром!   Слывёт герой чудаковатый, Пусть дурачком, немало лет… Решил, лишь будучи богатым, Раскрыть свой маленький секрет:   «Мне предлагали деньги даром, Не мог я людям отказать. Слыть лучше чудаком, чем хамом. Ведь стоило мне рубль взять, Не предлагали б выбирать!»   Здесь вспомнишь, друг-читатель, ты, Кому «довольно простоты». Кто мудрецом является, Не всяк им представляется!

Нравится 

Ключи Дао

Многие знатные люди хотели учиться у Лао-цзы, но это было невозможно. Люди были слишком определёнными, а Лао-цзы — это естественность, это сама природа. Чтобы учиться у Природы, нужно быть никем или всем. Быть Единым. Иначе будешь только препарировать Природу.

Рассказывают, что когда к Лао-цзы пришёл Чжуан-цзы, Лао-цзы сказал:

— Прекрасно! Ты пришёл, чтобы быть моим Мастером?

Чжуан-цзы ответил:

— Оставим это! Почему мы не можем просто быть?

И он прикоснулся к ногам Лао-цзы. Тот воскликнул:

— Что ты делаешь?

Чжуан-цзы ответил:

— Не ставьте ничего между нами. Если я чувствую, что должен прикоснуться к вашим ногам, тогда никто не может помешать мне — ни вы, ни я. Мы просто наблюдаем, как это происходит!

Нравится 

Ответы знаменитых людей 🔥

Вера не начало, а конец всякой мудрости.

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг.

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Быть мудрым означает умереть для этого мира.

У тебя нет души. Ты – душа. У тебя есть тело.

Ты не находишься во вселенной, ты и есть вселенная, внутренняя часть её. В конечном счете ты не индивидуум, а точка фокусировки вселенной, где она осознаёт саму себя. Это удивительное чудо.

Загрязнение планеты – лишь внешнее отражение нашего внутреннего загрязнения, результат того, что миллионы бессознательных людей безответственно относятся к своему внутреннему пространству.

Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Когда ты в покое, когда ты просто смотришь и слушаешь, это активизирует внутри тебя свободную от понятий разумность.

Осознанность – это самая мощная сила для осуществления перемен.

Беспокойство-всего лишь мысль. Чтобы она не разрасталась, можно спросить себя:"Могу я думать иначе?".
Ум будет всегда направлять внимание-«посмотри туда», вместо этого посмотрите на него. Так перестанете отождествлять себя с этой мыслью, осознав, что Вы не думатель, а пространство для мыслей.

Проблема, которую обычно осознают только в зрелом возрасте, в том, что когда ищешь такие вещи, как любовь, смысл, мотивация, это подразумевает, что они прячутся где-то за деревом или под камнем. Самые успешные люди понимают, что в жизни они сами создают свою любовь, сами наделяют вещи смыслом, сами рождают мотивацию. Лично мной движут две основных философии: узнать сегодня о мире больше, чем я знал вчера, и попутно уменьшать страдания людей. Эти две цели позволяют достичь невероятно многого.

The problem, often not discovered until late in life, is that when you look for things like love, meaning, motivation, it implies they are sitting behind a tree or under a rock. The most successful people recognize, that in life they create their own love, they manufacture their own meaning, they generate their own motivation. For me, I am driven by two main philosophies, know more today about the world than I knew yesterday. And along the way, lessen the suffering of others. You'd be surprised how far that gets you.

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание.

Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие, непопулярна.

Только невежественный глупец позволяет себе относиться к окружающим с высокомерным снисхождением; по-настоящему мудрый человек в отношениях с другими людьми внимательно, терпеливо и доброжелательно воспринимает индивидуальные особенности и различия душ

Иногда лучше отступить, чтобы разбежаться и подальше прыгнуть.

Моя формулировка достижения процесса зрелости такова: достижение зрелости есть переход от поддержки со стороны окружения к самоподдержке.

Осмысление ситуации дает нам ощущение господства: чувствуя себя беспомощными и растерянными перед новыми и непонятными явлениями, мы стремимся их объяснить и тем самым получить над ними власть. Еще важнее, что смысл порождает ценности и вытекающие из них правила поведения: ответ на вопрос «зачем?» («Зачем я живу») дает ответ на вопрос «как?» («Как мне жить?»).

Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюбленные в жизнь.

Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа. Это пункт, где наука уступает и мудрость берет верх

Нельзя одновременно иметь две судьбы – судьбу необузданного дурака и умеренного мудреца. Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. Нельзя позволять себе еду и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой.

Огромная мудрость сокрыта в каждом из нас. Ведь на все вопросы, которые мы задаем, у нас уже есть ответы.

Чтобы уйти от оценочных суждений, необходимо прийти к благодарности.
Благодарность — это волшебное зелье от любых недугов.
Оно — наиболее быстрый способ разогнать тревогу,
избавиться от разочарования и сменить негативный настрой позитивным.
Когда на место оценочных суждений приходит благодарность,
твоё тело охватывает умиротворение, душу обнимает доброта, 
а ум наполняет мудрость.

Невозможно предсказать, что из сказанного или сделанного 
тобой зажжет свет внутри другого человека, мы не знаем, 
что поможет ему увидеть себя, постичь собственную мудрость 
и вернуться к себе.

Между информацией и знанием существует огромная разница. Информация есть нечто заимствованное. Кто-то другой познал, и, выслушав его, вы получили информацию. Это информация. Знания это опыт. Никто другой не может познать вместо вас; познание не может быть заимствованным. 
 «Я узнал» — от этого у вас не появится ваших знаний. Моё знание будет только моим, ваше знание будет только вашим. Да, если вы соберёте мои слова, это будет информацией. Пользуясь этой информацией, вы можете стать учёными, но не мудрецами. Вы можете собрать знания о мудрости, но не достигнете того освобождения, которое даёт мудрость. Вы можете создать из этого систему слов, но не красоту истины.

Я слышал, как пятилетний ребенок спросил своего десятилетнего брата: «Пойди к маме и попроси у нее разрешения пойти в театр». Старший сказал: «Но почему не ты? Попроси ты». Младший сказал: «Ты знаешь ее дольше, чем я».

Жизнь, это не цепочка событий, которые происходят вокруг тебя во времени и пространстве. Жизнь, это цепочка твоих внутренний состояний, которые ты создаешь себе сам, ставя оценки тем или иным событиям в которых ты оказался. Каждый способен проснуться в любой момент, осознав два этих процесса. Один – внешнее событие, другой внутреннее состояние, и точку их связки – твой ум.

Самое правильное — это принимать всё так, как оно случается.

Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу

Ваш комментарий 🤔

💓 Пульс
Anonymous отметил 👍 цитату
Коул Спроус
16 часов 44 мин. назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Генри Лонгфелов
1 день 13 часов назад
Anonymous добавил цитату Аглая Датешидзе в избранное ❤️
2 дня 14 часов назад
Anonymous добавил цитату Аглая Датешидзе в избранное ❤️
2 дня 14 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Сергей Александрович Михеев
2 дня 14 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Сергей Александрович Михеев
2 дня 14 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джон Хиббен
2 дня 23 часа назад
Пользователю понравилась 👍 статья Как лечить болезни сосудов?.
6 дней 19 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Эван Эзар
1 неделя 27 мин. назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Аполлон Николаевич Майков
1 неделя 7 часов назад
Пользователю понравилась 👍 статья Как выбрать востребованную профессию?.
1 неделя 11 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Вероника Степанова
1 неделя 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Вероника Степанова
1 неделя 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Вероника Степанова
1 неделя 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Вероника Степанова
1 неделя 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джидду Кришнамурти
1 неделя 2 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джидду Кришнамурти
1 неделя 2 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джидду Кришнамурти
1 неделя 2 дня назад
Anonymous понравилась 😍 история
Хитрец и яблоки
1 неделя 2 дня назад
Anonymous понравилась 😍 история
Два слона
1 неделя 2 дня назад
Anonymous понравилась 😍 история
Козёл
1 неделя 2 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Эдани Маннтс
1 неделя 3 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джон Хиббен
1 неделя 3 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Джон Хиббен
1 неделя 3 дня назад
Anonymous добавил цитату Феликс Эдмундович Дзержинский в избранное ❤️
1 неделя 5 дней назад
Anonymous понравилась 😍 история
Корова и свинья
1 неделя 5 дней назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Майя Анжелу
1 неделя 6 дней назад
Anonymous добавил цитату Наполеон I Бонапарт в избранное ❤️
1 неделя 6 дней назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Эрнесто Бонивур
1 неделя 6 дней назад
Anonymous добавил цитату Алексей Похабов в избранное ❤️
2 недели 18 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Алексей Похабов
2 недели 18 часов назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Гарольд Дженин
2 недели 22 часа назад
Anonymous добавил цитату Маркиз де Сад в избранное ❤️
2 недели 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Чарльз Свиндолл
2 недели 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
/Бальтасар Грасиан-и-Моралес
2 недели 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Эрл Шоафф
2 недели 1 день назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Эрл Шоафф
2 недели 1 день назад
2 недели 1 день назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
Anonymous добавил цитату Бадриддин Хилоли в избранное ❤️
2 недели 2 дня назад
2 недели 2 дня назад
Anonymous отметил 👍 цитату
Андрей Курпатов
2 недели 3 дня назад
× Вы нашли опечатку